Для снабжения организаций, частично или полностью принадлежащих государству, проводятся госзакупки.
Поставщиками становятся предприниматели и компании, победившие в конкурсе.
Чтобы заработать на поставках товаров, быстро сориентироваться в торговых процедурах, они должны подключить сервис "Контур Закупки".
Через него можно подать заявку на участие в аукционе.
Госзакупки: как бизнесу принять участие в аукционе
Государственные организации, функционирующие за счет бюджета, проводят госзакупки, руководствуясь федеральным законом №44-ФЗ. К ним относятся центральные органы власти, ФБУ и др.
Процедура начинается с того, что заказчик публикует план закупок или отправляет приглашение к участию.
Ознакомившись с документами, кандидат может подать заявку. Победитель будет определен по критериям, озвученным ранее (стоимость услуг, квалификация и т. д.). Либо будет выбран тот поставщик, который предложил самую низкую цену. Закупка считается завершенной после заключения контракта и исполнения обязательств, в результате чего поставщик получает деньги, а заказчик - товары либо результаты работ и услуг.
Закупки могут проводиться и по №223-ФЗ.
Участниками являются РЖД, нефтегазовые компании, крупные организации с высокой долей гос. участия (от 50%) и т. д. Также существуют коммерческие закупки. Конкурсы проводят с учетом положений Гражданского кодекса РФ, и компании - организаторы сами определяют критерии отбора поставщиков.
Бизнесу свое участие в тендерах стоит начинать с закупок, проводящихся по №44-ФЗ.
Это самый простой вариант.
Этапы закупочной процедуры
- Потребность. В службу обеспечения или к ответственному специалисту приходят заявки на покупку тех или иных товаров и услуг. Специалист уточняет подробности и проверяет, есть ли ограничения на покупку.
- Планирование. Если ограничений нет и есть деньги на покупку, специалист заносит данные о закупке в текущий или план-график будущего года. При этом у заказчика есть обязанность каждый год публиковать планы - графики в ЕИС (портал, на котором все заказчики по 44 и 223 должны публиковать различную информацию, связанную с закупками). Если закупка не внесена в план-график, то проводить ее нельзя, иначе заказчику грозит штраф. Но при этом, план-график можно изменять в течение года. Срок формирования план - графика — 10 рабочих дней со дня утверждения бюджета на будущий год. Большая часть заявок публикуется с декабря по март.
- Объявление о закупке. К моменту проведения закупки специалист подготавливает требования к продукции и к поставщикам и в назначенный месяц размещает в ЕИС извещение о закупке, а в некоторых случаях отправляет приглашения конкретным поставщикам. К извещению прикладывается документация (ТЗ / проект контракта / смета и пр.). Кроме публикации извещения в ЕИС и на одной из площадок (для электронных закупок), заказчик может размещать информацию на своем сайте и в других источниках.
- Сбор заявок. С момента публикации до даты окончания подачи заявок (указана в извещении) любой поставщик может найти закупку и изучить требования заказчика в документах закупки. Если закупка подходит, поставщик описывает характеристики своего предложения и цену и подает заявку на участие.
- Работа комиссии. После окончания срока приема заявок проходит процедура отбора лучшего предложения.
- Протоколы/выбор поставщика. Комиссия заказчика заносит информацию об участниках и предложениях в протоколы и определяет победителя.
Протоколы публикуются в ЕИС. - Заключение договора. С победителем заключается договор в электронном виде на торговой площадке, с помощью электронной подписи. В некоторых закупках по 223-ФЗ и коммерческих торгах договор заключается в бумажном виде.
- Поставка товара/выполнение работ. В назначенные сроки поставщик выполняет условия договора. Информацию о договоре и об этапах его исполнения и оплаты публикуют в ЕИС.
Информацию об аукционах можно найти в ЕИС и на сайте zakupki.gov.ru. Также информация дублируется на электронных площадках федерального значения:
- "Сбербанк-АСТ",
- "ТЭК-Торг" и др.
Аукцион, в ходе которого могут принимать участие малые и средние предприятия, проводят в электронном виде. Чтобы участвовать, бизнесу нужно получить электронную подпись. Это можно сделать в любом удостоверяющем центре.
После этого нужно зарегистрироваться в ЕИС, ознакомиться с требованиями заказчика и подать заявку.
С помощью "Контур. Закупки" можно выбирать интересные тендеры и аукционы, анализировать протоколы закупок, получать уведомления. При подключении цена "Контур Закупки" варьируется в зависимости от выбранного тарифа.